Виды лодок
Вы решили купить лодку? Магазин Terrasport поможет определиться с выбором!
Надувная лодка– это отличное решение для тех, кто не хочет обзаводиться доком для хранения судна или постоянно возиться с трейлером. Имея надувную лодку, достаточно принести ее к берегу, наполнить воздухом и все остальное время посвятить непосредственно нахождению на воде. А вот выбирать для себя подходящую надувную лодку нужно очень внимательно.
Активный отдых на воде часто не обходится без лодки. Прежде всего, «компактные» судна можно разделить на гребные лодки и моторные лодки . Истинные любители охоты и рыбалки уже по-настоящему оценили такое изобретение, как моторные лодки. Не удивительно, что продажи надувных лодок в последние годы возросли как в Украине, так и за рубежом. Резиновые лодки сегодня доступны всем и по ценовой политике, и по удобству в использовании и хранении. Для отдыха с детьми используются небольшие надувные лодки (резиновые лодки). Даже если ребенок пока не умеет плавать, лодка – это способ научить его не бояться воды. С резиновой гребной лодки удобно рыбачить, забравшись в водоем, куда на судне с жестким килем заплывать рискованно. А для преодоления больших расстояний выбирают надувные лодки с мотором. Их также ценят рыбаки, охотники, просто любители путешествий и фотографы-натуралисты.
Гребные лодки Моторные лодки
Преимущества надувных лодок:
• Компактность – надувная лодка в свернутом состоянии занимает совсем мало места, ее можно спрятать в шкаф или хранить в гараже;
• Простота использования – для того чтобы использовать лодку, достаточно всего лишь купить ее и при необходимости оформить на нее документы (а для лодок до 2,5 м в длину без двигателя даже регистрация не нужна);
• Простота эксплуатации – заключается в обычном обслуживании лодки после использования, то есть промыть и просушить, аккуратно сдуть и сложить, что не отнимет много времени и сил;
• Легкость переноса – за счет своей компактности надувная лодка мало весит и ее может переносить даже один человек;
• Невысокая стоимость – надувные лодки даже отличного качества весьма доступны в Украине, так как в нашей стране есть собственные производители, а значит нет наценок за импорт.
Гребные лодки имеют обычно достаточно простую конструкцию. Надувные борта разделены на несколько отсеков, поэтому даже в случае повреждения (прокола) одного из них лодка будет оставаться на плаву. Пайолы (пол) надувных гребных лодок могут быть как полужесткими (в материал днища вставлены несколько кусков пластика или фанеры), так и жесткими (из фанеры, легкого сплава). Для удобства гребли, а также для придания корпусу надувной лодки большей жесткости между бортами вставляется жесткая банка (скамейка), остальные сидячие места могут иметь вид надувных подушек. Гребные лодки могут применяться для рыбалки, охоты, туристических походов на небольшие расстояния и просто для отдыха на воде.
Лодки, рассчитанные на установку подвесного двигателя, могут достаточно сильно отличаться по конструкции, в зависимости от мощности двигателя и предполагаемых условий эксплуатации. Основным отличием этих лодок с подвесным транцем от гребных является то, что у них есть жесткий транец, на который крепится двигатель. Естественно, для более мощных двигателей нужен более прочный транец и элементы крепления к корпусу.
Надувные лодки, как и суда с жестким корпусом, могут быть рассчитаны на плавание в глиссирующем или водоизмещающем режиме. Глиссирование – это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению, скорость резко возрастает. Если лодка рассчитана на установку небольшого двигателя мощностью 2-3 л.с., то она, скорее всего, не сможет выйти на глиссирование, поэтому дно в такой лодке не обязательно должно быть полностью жестким. Обычно в таких лодках пайолы делаются поперечными рейками. Эти лодки так же, как и гребные, достаточно легко транспортируются силами одного или двоих человек, так как умещаются в специальный рюкзак для переноски. Двигатели малой мощности также весят сравнительно немного.
Лодки, рассчитанные на установку более мощного подвесного мотора, ходят обычно в глиссирующем режиме и комплектуются жесткими пайолами. Это позволяет лодке уверенно глиссировать с высокими скоростями.
Шлюпка – небольшая надувная лодка с навесным транцем, которая может ходить под веслами или иногда под легким мотором. Эти лодочки обычно дешевы и идеально подходят для одного или двух людей, для плаваний на небольшие расстояния.
Спортивные надувные лодки имеют прочный транец (обычно из дерева или стеклопластика), прочный пол (палубу), а также гибкие (надувные) или жесткие (деревянные) кили. Пол лодки может быть сделан из многослойной фанеры, из композитных материалов, стеклопластика или алюминия. Лодки такого типа могут ходить под веслами или под парусом, но чаще всего на них устанавливается мотор. После снятия накладного пола лодку можно легко свернуть для хранения и транспортирования. Такие лодки наилучшим образом подходят людям, любящим длинные походы по воде или для исследования отдаленных акваторий, недоступных для больших судов.
Надувные лодки с днищем Roll Up имеют твердый транец, но лодку можно скатать вместе с полом. У таких лодок обычно имеется гибкий киль, а ходить на них можно на веслах, под парусом или с подвесным мотором. Свойства у этих лодок такие же, как и у спортивных лодок, с добавлением простой сборки и простоты хранения. Недостатком является невозможность установки подвесного двигателя большой мощности.
У надувных лодок с гибким полом (палубой) Air Deck обычно имеется жесткий транец, пол (палуба) – съемная или несъемная надувная. У некоторых имеется гибкий киль, тогда как у некоторых его нет. Главное достоинство таких лодок – уменьшенный вес сравнительно со всеми прочими типами надувных лодок при исключительной простоте сборки и хранения. Они отличным образом подходят для отдыха на природе и прежде всего для тех случаев, когда будет некому помочь вытащить лодку из воды. В то же время, поскольку пол в таких лодках достаточно мягкий, то не рекомендуется использовать такие лодки для сколько-нибудь серьезной работы или для извоза.
Лодки с жестким накладным днищем (RIB-лодки) – это особый вид надувных судов, соединяющий в себе жесткость традиционных катеров и непотопляемость надувных. Трубы RIB-лодок – надувные и гибкие, тогда как киль – жесткий, из алюминия, стеклопластика или полиэтилена. RIB-лодки имеют самый разнообразный дизайн и бывают оснащены рубками (стойками) управления и даже водометными двигателями. На некоторых RIB-лодках имеются встроенные топливные баки, сиденья, сундуки и даже душевые кабинки. Однако из-за того, что их нельзя просто свернуть и положить в угол, им требуется больше места для хранения и автомобильный прицеп для перевозки. Однако, главным достоинством такого класса судов являются великолепные скоростные характеристики и непревзойденная мореходность.
Ткани
Одним из наиболее важных факторов для надувных лодок, является материал, их которого изготовлены воздушные баллоны. Кроме того, без специальных материалов надувных моторных лодок вообще бы не было. Вообще говоря, существуют два основных типа материалов, используемых для изготовления надувных лодок: ткани покрываются хипалоном, либо полихлорвинилом (ПХВ).
Поливинилхлорид (ПВХ или PVC). Синтетические ткани, покрытые ПХВ, в целом составляют группу материалов, называемых "виниловы ми полимерами", которые выпускаются под торговыми марками "Strongan", "Duratex 1000" или ПХВ. Тканые материалы, покрываемые ПХВ, исполняют роль несущей основы и чаще всего производятся из полиэстера или нейлона, что обеспечивает материалу прочность и стойкость к истиранию. Армированный ПВХ (PVC) – cамый распространенный материал, он используется при изготовлении надувных лодок и баллонов для лодок. Представляет собой многослойный материал. Основа – синтетическое тканое полотно. Полотно покрывают с двух сторон слоями ПВХ. Сам по себе ПВХ (поливинилхлорид) без добавок представляет собой непластичное вещество, для придания пластичности в него добавляют полиуретан. На прочность, эластичность и стираемость влияет качество тканой основы и количество добавленного полиуретана. Существует несколько разновидностей ткани ПВХ – тентовые ткани, ткани, специально разработанные для изготовления лодок и строительные ткани. Ко всем этим разновидностям ткани предъявляются собственные специальные требования, и они не взаимозаменяемы.
Основной параметр, указываемый производителями лодок – плотность, а точнее вес квадратного метра ПВХ ткани – его толщина. Материал PVC хорошо сопротивляется ультрафиолетовому излучению, вполне ремонтопригоден при наличии специального клея, в походных условиях, достаточно сопротивляем к истиранию. Цвет материала получается введением в ПВХ специальных красителей.
Хайпалон и неопрен – новые, весьма перспективные материалы. Обладают лучшими, по сравнению с ПВХ, свойствами. В основе так же синтетический тканый материал. Последний покрывают сначала для лучшей адгезии слоем неопрена, а затем слоем хипалона. Материал получается достаточно дорогим, хотя и качественным. Существует один маленький недостаток – этот материал нельзя сваривать, следовательно, он, по сравнению с ПВХ, менее технологичен при производстве и на собственную большую стоимость материала накладывается еще и удорожание производства. Лодки из этого материала весьма дороги, хотя и более долговечны по сравнению с лодками из ПВХ.
Полиуретан. Если ПВХ, до введения в него добавок, твердый материал, то полиуретан — материал пластичный. За счет достаточной пористости хорошо соединяется с тканевой основой, легко клеится. Лодки из этого материала получаются очень прочными, стойкими к истиранию, долго сохраняют товарный вид. Для экстремальных условий – лучший материал.
Конструкция лодок
Швы
Важным вопросом при приобретении надувной лодки является способ изготовления швов. Швы могут быть изготовлены склеиванием встык с накладками, внахлест, вулканизацией, сваркой ультразвуком или склеиванием. Швы обычно имеют наклейки из того же материала внутри изделия, снаружи или с обеих сторон. Впрочем, встречаются швы и без наклеек. У всех упомянутых методов изготовления швов есть свои достоинства и свои недостатки.
Баллоны изготавливаются склеиванием полотна внахлест или встык. Соединение "встык" требует более аккуратной обрезки материала и разметки выкроек баллонов, чтобы их швы пришлись в стык друг к другу, а не внахлест. Способ изготовления швов встык более сложен, однако результатом его будет более привлекательное изделие, лишенное возможности утечек воздуха по швам.
Соединение "внахлест" применяется в тех случаях, когда диаметры воздушных баллонов ("труб") и в самом деле различны. Такой способ склейки позволяет изготавливать самые различные типы баллонов быстро и надежно. Однако соединение "внахлест" склонно пропускать некоторое количество воздуха, поскольку пузырьки воздуха могли в свое время попасть в склеиваемые швы.
Трубы могут быть склеены, вулканизированы или сварены при помощи ультразвука. Склеивание – старейший и наиболее распространенный способ соединения материалов с покрытием из хипалона и неопрена. Химический состав клея подобен некоторым характеристикам склеиваемых материалов, а потому место склеивания достаточно прочно и воздухонепроницаемо. Инженеры-химики длительными испытаниями доказали, что склеенные непреновые и хипалоновые швы настолько прочны, что скорее сам материал протрется, чем клееный шов. Однако, повышенная стоимость "склеенных" надувных лодок как раз и объясняется сравнительно более высокой трудоемкостью изготовления швов методом склеивания. Следует иметь в виду, что материалы, покрытые ПХВ, не рекомендуется соединять методом склеивания.
Для изготовления швов материалов с покрытием ПХВ применимы вулканизация или УВЧ-сварка. Оба эти способа как бы "растворяют" материал, который при остывании стыков становится единым целым. Швы получаются исключительно прочными, однако этот метод трудно применить вне стен мастерской. Очевидным достоинством этих методов является возможность автоматизации процесса сварки (вулканизации), что в итоге ведет к снижению цены готового изделия.
Изготовители часто наклеивают на швы изнутри, снаружи или с обеих сторон дополнительные полоски материала ("шовная" лента). Нанесение дополнительной полоски материи на шов изнутри лодки обеспечивает дополнительную поверхность контакта с баллоном, каким бы способом шов ни был изготовлен. Изготовитель может наклеить ленты и на шов снаружи, что защитит шов от разрыва при истирании. Наружный шов улучшает внешний вид клееного стыка и надувной лодки в целом.
Настил
В соответствии с европейскими правилами эксплуатации надувных лодок, суда длиной более 3 метров не должны иметь плоское днище (это отрицательно сказывается на ее управляемости и курсовой устойчивости). Поэтому лодки достаточно больших размеров (как правило, более 3 м длиной) имеют днище, сделанное в форме "глубокого V".
Существует несколько вариантов настилов надувных лодок.
Реечный настил. Используется, как правило, на небольших бюджетных плоскодонных надувных лодках. Самый простой тип настила. Представляет собой несколько фанерных или алюминиевых полос, заправленных в специальные карманы с внутренней стороны днища между баллонами. Фиксация – за счет давления в баллонах. Стоять на таком настиле не очень удобно, но определенную жесткость днищу такой настил придает. Существует два варианта изготовления – разборной и неразборной.
Жесткий настил. Используется на килевых, с надувным кильсоном надувных лодках. Материал – морская фанера (используется и простая водостойкая или бакелитовая) или алюминиевый профиль. Последний предпочтительней, так как обладает меньшим весом по сравнению с фанерой и большей износостойкостью.
Фанерный настил более прочный, но при разрушении наружного покрытия может набирать влагу. Особенно критично разрушение фанеры с торца вследствие неаккуратного использования. Многие производители защищают торцы щитов специальным профилем.
Надувная палуба или Air Deck также используется на лодках с надувным кильсоном. Представляет собой плоскую палубу, изготовленную из двух слоев синтетического полотна, соединенных тысячами тонких капроновых нитей, и накачанная воздухом до давления в 800мБар, такая палуба приобретает жесткость, сравнимую с листом многослойной фанеры такого же веса. 5-7-ти сантиметровое надувное днище дает комфорт, защиту пассажиров и дополнительный запас плавучести. Надувную палубу можно сдуть и свернуть всего за несколько минут. Лодка с такой палубой получается легче, чем с фанерным настилом, проще собирается-разбирается, занимает меньше места при транспортировке. К недостаткам можно отнести недостаточную жесткость, при использовании Air Deck снижается допустимая мощность двигателя, лодка требует специального насоса высокого давления, относительно легко пробивается крючком или шипом плавника рыбы, сложно ремонтируется. При эксплуатации лодки Air Deck рекомендуется дополнительно защищать, для этой цели вполне подходит лист линолеума или автомобильные коврики.
Баллон и размер кокпита
Диаметр баллона – один из основных показателей, влияющих на мореходные свойства лодки. Чем больше диаметр баллона, тем более мореходной будет лодка. Но увеличение диаметра баллона ведет к уменьшению размера кокпита при одном и том же размере лодки. Здесь производители вынуждены идти на определенный компромисс. Если лодка предназначена для использования на небольших водоемах, при незначительном волнении, диаметр баллона можно уменьшить, что позволит увеличить размер кокпита. Для лодок, предназначенных для эксплуатации на больших водоемах, это не возможно.
Кокпит – это место для рулевого. На размер кокпита, при одном и том же диаметре баллона, влияет форма лодки. Лодки с более тупой носовой частью имеют больший кокпит, при том же размере лодки. На размер кокпита влияет еще один фактор — на сколько баллон выступает за транец. Но здесь производители снова вынуждены идти на компромисс, если вылет баллона будет минимальным, лодка при выходе на режим глиссирования будет сильно задирать нос, что не безопасно. Если еще и груз распределен не правильно, то выход на режим глиссирования будет весьма проблематичным, даже при максимально разрешенной мощности двигателя. Решается эта проблема разными фирмами по-разному. Снижают размер кокпита и могут использовать Air Deck. Если сидения на лодке установлены слишком низко, дополнительные 5-7 см высоты палубы могу создать неудобство при посадке и длительном сидении на банке.
Сидения (банки)
Как правило, на надувных лодках устанавливают фанерные или алюминиевые банки. В комплекте может быть одна или две. В самой банке нет ничего оригинального и все они практически одинаковы. Внимание стоит обратить на способ крепления банки к баллону. Существует три самых распространенных способа – крепление ликтрос-ликпаз, крепление с использованием ременной петли и крепление в специальные литые гнезда из ПВХ.
Крепление ликтрос-ликпаз представляет собой специальный шнур (ликтрос), приклеенный к баллонам, и специальную накладку снизу банки с пазом (ликпаз), повторяющий ликтрос по форме. Такой способ крепления позволяет устанавливать банки в любое положение, что иногда бывает весьма полезным. Недостаток – банки иногда могут вылететь из крепления или самопроизвольно сместиться в самый неподходящий момент.
Крепление с помощью ременной петли. Жесткость конструкции достигается за счет давления в баллонах, банка как бы стягивает баллоны, что теоретически придает лодке большую жесткость. Недостатки – невозможность регулировки положения банки и недостаточная жесткость конструкции, в критической ситуации банка может вылететь из петли.
Крепление в литые гнезда – очень надежное крепление. Жесткость крепления достигается за счет давления в баллонах. В отличие от предыдущего варианта, здесь банка зажата баллонами. Недостаток один – невозможно перемещать сиденья.
Бывают также полностью съемные «лавочки», которые с легкостью можно перемещать. В любом случае будущему владельцу лодки следует самому определиться, что для него не является критичным недостатком.
Транец – один из самых важных элементов надувной лодки (для тех, где он установлен или предусмотрен). От качества его изготовления и качества вклейки во многом зависит безопасность. Как правило, для изготовления транца используют различные сорта водостойкой фанеры, хотя в некоторых случаях, например, на гоночных катамаранах, металлический профиль. При покупке и выборе лодки следует особое внимание обратить на качество вклейки транца. Существует несколько способов заделки: с помощью специального профиля, с помощью ленты. Все эти способы достаточно надежны, если выполнены качественно. Для защиты транца от разрушения струбцинами двигателя, многие производители устанавливают специальную металлическую накладку.
Практически все транцы надувных лодок имеют высоту 385 мм и рассчитаны на установку двигателей с коротким приводным валом. Вклеивают транец с углом 5-7 градусов к вертикали. Это позволяет полностью использовать возможности регулировки наклона двигателя и устанавливать на такие лодки практически любой двигатель.
Фурнитура и аксессуары. При выборе лодки не лишним будет обратить внимание на наличие и ассортимент аксессуаров. Многие производители сейчас предлагают достаточно большой ассортимент, от дополнительных ручек для переноски и ремкомплектов, до надувных кресел и сидений. Все это может пригодиться.
Уход за лодкой
Чистка
Следует мыть и сушить лодку каждый раз, когда вытягиваете ее из воды. После того, как лодка разобрана, необходимо помыть ее саму и все ее части большим количеством мыльной воды. Если лодка слишком грязная – для ее очистки используются специальные средства (лучше всего с пометкой для ПВХ или для полимера). Не следует использовать растворители, кислоты и другие химикаты, которые не предусмотрены для ПВХ и полимера. Это может привести к повреждению лодки, и такой случай не предусматривается гарантийным обязательством. Для чистки лодки используется хлопковая ткань или губка, во избежание механических повреждений во время мытья лодки.
Сушка
После чистки лодку необходимо высушить, разложив на чистой траве. Перед сушкой лодку надо сдуть, оставляя в ней немного воздуха только для того, чтобы она держала форму. Чтобы не было серьезных проблем с лодкой, никогда не следует сушить ее под прямыми солнечными лучами, особенно когда она сильно надута.
Хранение
Лодка должна быть чистой и сухой. Для хранения лучше выбрать сухое, затененное, обогреваемое помещение со стабильной температурой. Если имеется возможность, лучше разложить лодку и немного надуть ее. В противном случае лодку следует открывать время от времени (раз в 2-3 месяца) для проверки. Не надо скручивать сложенную лодку: чем меньше складок на ней, тем лучше. Постарайтесь, чтобы все части, в которых может остаться вода (подушки и другие тканевые аксессуары), хранились раздельно в достаточно сухом месте. В зимний период лучше не оставлять лодку на улице. Если же другого выхода нет, тогда следует помнить, что при низких температурах ткань теряет эластичность, поэтому при передвижении и складывании лодки ее нужно предварительно нагреть в помещении.
Купить надувную лодку решают все больше охотников и заядлых рыбаков, туристов и просто ценителей отдыха у воды. Выбирайте лодку именно для себя, и будьте уверены, что не разочаруетесь, профессионал Вы или начинающий, удобство и комфорт надувной лодки сможет оценить каждый!
Покупайте в магазине для активной жизни Terrasport!
Со всем ассортиментом лодок можно ознакомиться здесь.
Если у Вас остались вопросы, готовы ответить на них по телефону: (044) 585-7-333.